Научно-фантастический фильм Джозефа Косински «Обливион» (2013) был основан на его графическом романе, написанном в 2005 году. В центре истории — Джек Харпер (Том Круз), инженер-ремонтник, живущий на пост-апокалиптической Земле в 2077 году. Его работа по починке дронов — часть важнейшей операции по извлечению жизненно важных ресурсов Земли после после опустошающей десятилетней войны с инопланетянами. Когда однажды Джек спасает таинственную незнакомку (Ольга Куриленко), её появление запускает цепь событий, заставляющих его усомниться в своей миссии на Земле. В своём интервью студии Universal Джозеф Косински рассказывает, почему он так любит фильмы, поднимающие глубокие вопросы, но не отвечающие на них полностью.
Если сравнить конечную версию фильма и то, что задумывалось изначально — много ли изменений мы найдем?
«Я написал первую версию этой истории около восьми лет назад. Это с самого начала была история инженера Джека Харпера и его пути искупления. С главным местом действия — Небесной Башней. Но я никогда бы не подумал восемь лет назад, что смогу сделать это в таком масштабе – поехать в Исландию, Нью-Йорк, построить все эти невероятные декорации, транспортные средства и получить великолепный актерский состав. В конце концов, это та же история, которую я изначально написал. Несмотря на получившуюся зрелищность, история Джека Харпера осталась неизменной. Это то, чем я очень горжусь».
Есть ли что-то такое, о чем бы вы хотели знать в первый день съёмок?
«В первый день съёмок я бы сказал себе: это будет очень сложная работа, но все пройдет отлично, — не волнуйся. И это действительно стало очень масштабной работой. В процессе создания фильма было много сложных моментов, но был и такой опыт, о котором я мечтал всю свою жизнь и который был невероятно впечатляющим. Например, съёмки на вершине горы в Исландии, или работа с Томом Крузом и Морганом Фрименом».
Мне кажется, что это один из немногих настоящих научно-фантастических фильмов за последние годы. Вы задаёте вопросы и не боитесь позволить зрителям ответить на них самим. Какой вы хотели сделать эту историю?
«Спасибо. Прежде всего, я не хотел сделать запутанный фильм. Я хотел убедиться, что люди поняли эту историю. В конце фильма, когда вы понимаете, о чем именно шла речь, догадаться обо всем довольно просто. Я люблю фильмы, которые задают большие вопросы, но не обязтельно при этом отвечать на них все. Мне нравится, когда люди уходят из зала, размышляя. Я хотел, чтобы это был фильм, о котором спорят, который обсуждают и о котором говорят и через пару дней после просмотра. Все великие научно-фантастические фильмы задают вопросы о нас самих. Зачем мы здесь? Какова наша цель? Что делает нас теми, кто мы есть? Эти вопросы звучат во всех моих любимых фильмах».
Трудно ли было создать мир, который вы не видели раньше?
«Меня вдохновили некоторые научно-фантастические фильмы, которые я видел в детстве, фильмы 60-х и 70-х годов. Я любил телевизионное шоу «Сумеречная зона». Я помню, что смотрел «Планету обезьян», «Человека Омега». Казалось, что в 80-х годах, после «Чужого», одного из величайших фантастических фильмов всех времён, научная фантастика ушла в очень тёмные глубины далёкого космоса, и мне понравилась идея вернуть её на свет. Такого давно не делали, и ландшафт Исландии идеально подошел. Я подумал, что мы видели слишком много пыльных, серых, зелено-коричневых постапокалиптических миров и что было бы здорово увидеть что-то с яркими цветами, дневным светом и миром над облаками».
Ольга Куриленко была превосходна в роли Юлии. Почему вы решили выбрать именно её?
«Это очень интересно. Всё дело в создании особой магии взаимодействия между персонажами Джеком, Викторией и Юлией. Все они — очень сильные персонажи, но эти две женские роли — это очень разные энергии. Это своего рода химия, которую вы не всегда можете понять. Мне повезло встретиться и поработать с массой талантливых актёров. В свою роль Ольга привнесла элегантность, изящество и силу. Я очень рад, что люди видят её такой в моём фильме, ведь, по-моему, у неё не так много таких ролей».
Как вы нашли Мелиссу Лео для её небольшой, но ключевой роли Салли?
«Поиск Салли был одним из самых сложных для меня. Я искал актрису, которая смогла бы быть по-матерински заботлива, но в то же время имела твёрдость и силу. Я отправил сценарий Мелиссе, и она тут же загорелась этой идеей. Она поняла. Она понимала характер. Она никогда не снималась в подобных фильмах. Обычно она снимается в независимом кино, поэтому возможность оказаться в блокбастере неожиданным образом ей очень понравилась».
Как ваш опыт в инженерии и архитектуре повлиял на внешний вид и визуальный дизайн фильма?
«Моё образование — машиностроение и промышленный дизайн. Я поступил в архитектурную школу и потом в аспирантуру, думая, что стану архитектором. Я всегда искал работу, которая смогла бы объединить мои творческие интересы с моими техническими знаниями, и в конечном итоге режиссура фильмов стала идеальным сочетанием. В «Обливионе» и его машинах я старался создать общий технологический дизайн. Корабль Джека и Небесная башня были теми двумя элементами, о которых я имел очень чёткое представление с самого начала. Я сделал два изображения Небесной башни и корабля-пузыря Джека, и одно изображение Эмпайр-Стейт-Билдинг, утопавшего в песке. Затем я привёл команду дизайнеров из фильма «Трон», чтобы конкретизировать детали машин и оборудования.
Для меня, как режиссера, важно убедиться, что дизайн позволит рассказать историю правильно, что он будет хорош для всех сцен, и позволит поставить камеру там, где нужно. Мой художник-постановщик — Даррен Гилфорд — с которым мы работали над «Троном» (2010), привык, что я сажусь и размечаю чертежи и меняю размеры, но всегда делаю это по уважительной причине.
Мне нравится работа таких архитекторов, как Мис ван дер Роэ, которому принадлежит знаменитая поговорка «Меньше — это больше». Он также сказал: «Бог кроется в деталях.» Сейчас именно эти два принципа главенствуют в моем подходе к дизайну.»
Есть ли у вас любимая сцена, которая до сих пор выделяется из всех?
«Я всегда мечтал снять бассейн со стеклянным дном, но реализовать это было достаточно тяжело. Я люблю моменты в фильмах, когда ты просто смотришь и слушаешь музыку. Это получилось сделать в «Обливионе», когда ты можешь просто слиться с музыкой и образами в сцене с бассейном. Слова там не нужны. Я люблю насыщать фильмы такими моментами».
Я не поклонник формата 3D, но думаю, что «Обливион» в таком формате выглядел бы прекрасно. Почему вы решили этого не делать?
«Я изучал все форматы. Я рассматривал 48 кадров в секунду. Я рассматривал 3D. Поскольку я сделал «Трон» в формате 3D, я был хорошо знаком с ним. Но в конечном итоге решил использовать новый формат 4K. Я был уверен, что 3D — это здорово, но было два момента, которые меня останавливали. Первый — это яркость. В таком формате мы просто не получили бы нужной насыщенности, а это должен был быть дневной фильм. Второй — уникальная 4K камера. Она потрясающе захватывала пейзажи Исландии, текстуры и крупные планы актёров. В персонаже Андреа Райзборо есть так много того, чего не выразить словами, того, что можно увидеть только в её глазах. Я был уверен, что только 4K сможет передать это. И это стало правильным решением».
Пользователи дронов в фильме — отрицательные персонажи. Есть ли в этом аллегорическое послание для военных?
«Материалы о дронах, которые появляются в последнее время в газетах, очень интересны. Я помню, что увидел изображение дрона ещё в детстве, и это была ужасающая машина без души, сражающаяся на поверхности. Это изображение вдохновило меня на создание флота беспилотных летательных аппаратов в «Обливионе».
Фильм исследует идею наших отношений с технологиями. Технологии могут быть прекрасны, а могут быть опасны. Нам следует быть осторожнее. Технологии могут сделать удивительные вещи для нас, но это то, за чем стоит приглядывать, как Джек в фильме. По сути, «Обливион», — очень обнадёживаюий фильм, и я хотел, чтобы у него было послание, которое заставит задуматься.»
Материал подготовила: Margarita.
Фильм очень понравился и хорошо отложился в памяти как один из лучших фантастических фильмов последних лет.
не могу не согласиться, с вашим комментарием.