«Сияние» Стэнли Кубрика — безусловно, один из самых анализируемых фильмов в истории кинематографа. Адаптированный по роману Стивена Кинга, этот фильм даже спустя почти сорок лет после выхода по-прежнему интригует зрителей. Мы собрали для вас десятку самых интересных фактов и неожиданных теорий об этой картине.
1. Стивен Кинг и Стэнли Кубрик общались лишь однажды
Стивен Кинг рассказывал, что общался по поводу фильма с режиссером только один раз. Однажды Кубрик позвонил ему в 7 утра и спросил: «Я думаю, что истории о сверхъестественном в основе своей весьма оптимистичны, правда? Если призраки существуют, то это значит, что смерть — еще не конец». Кинг поинтересовался, как тогда ад впишется в эту концепцию. После долгой паузы Кубрик ответил: «Я не верю в ад». Несмотря на то, что в ходе создания фильма Кинг был разочарован многочисленными отклонениями от основного сюжета, оба «Сияния» — и писательская, и режиссерская версия — признаются шедеврами.
2. Джека мог сыграть не Джек
До того, как Джека Николсона выбрали на главную роль, Кубрик рассматривал и других актеров, включая Роберта Де Ниро и Робина Уильямса. По словам Кинга в списке также был Харрисон Форд.
3. Раздавленный красный «Фольксваген»
Роман Стивена Кинга частично автобиографичен (писатель также когда-то страдал от алкоголизма), поэтому Джек описан так, чтобы читатели могли понять и посочувствовать человеку, который погружается в бездну безумия. Кубрик выбросил сценарий Кинга, и написал в соавторстве новую версию, в которой Джек Торренс был отрицательным персонажем с самого начала. Кинг чувствовал, что выбор Джека Николсона (который на тот момент был известен блестящей ролью в «Пролетая над гнездом кукушки») с самого начала подготовил аудиторию к возможному психическому срыву героя. Также он однажды заявил: «Венди Торренс — один из самых слабых женских образов, когда-либо созданных в кино. Она нужна только для того, чтобы кричать и совершать глупые поступки. Это не та женщина, о которой я писал».
Со своей стороны, Кубрик называл писательский стиль Кинга слабым. В романе Джек водит красный «фольксваген жук» — Кинг водил тот же автомобиль, когда писал роман. Кубрик изменил его цвет на жёлтый и вставил сцену, в которой мы видим красный «жук», раздавленный 18-колесным грузовиком. Учитывая внимание Кубрика к деталям, большинство поклонников видят в этом вызов Кингу.
4. Между Стивеном и Стэнли была не только война
В интервью изданию «Michel Ciment» Стэнли Кубрик похвалил роман, отметив, что книга «установила необыкновенный баланс между психологическим и сверхъестественным таким образом, чтобы заставить вас думать, что сверхъестественное в конечном итоге объяснят с точки зрения психологии («Скорее всего, Джеку всё это кажется, потому что он просто сошел с ума»). Это усыпляет ваш скептицизм, в итоге вы погружаетесь в историю настолько глубоко, что легко принимаете всё сверхъестественное в ней как факт».
5. Настоящий отель с привидениями
Однажды в 1973 году Кинг с женой остановились в огромном отеле у подножья Скалистых гор, который в те времена потерял популярность. Пара оказалась единственными постояльцами на все 142 номера, и так зародился сюжет «Сияния».
Позднее исследователи паранормального неоднократно заявляли, что Stanley Hotel стоит считать по-настоящему населенным призраками.
Но Стэнли Кубрик использовал для натурных съемок другой отель в Северном Орегоне — Тимберлайн Лодж (Timberline Lodge). А интерьерные сцены снимали в студии в Англии.
6. Джек отлично управляется с топором
У Джека Николсона был опыт пожарного-волонтера. Поэтому, когда пришло время Джеку Торренсу рубить топором дверь, актер прорвался через неё слишком быстро. Декораторы вынуждены были заменить её, чтобы сцена продолжалась дольше. В конечном итоге, учитывая скорость Джека и любовь Кубрика к повторным дублям, во время съемок этой сцены было уничтожено около 60 дверей.
7. Высадка на Луну: признание
В документальном фильме 2012 года «Комната 237» озвучивается масса теорий о возможных смыслах «Сияния». Одна из этих теорий гласит, что Стэнли Кубрик помог правительству США подделать съемку высадки на Луну и что «Сияние» — это тонко завуалированное признание. Предполагаемые доказательства включают свитер Аполлон-11, который носил Дэнни Торренс, напиток астронавтов «Тан» в гостиничной кладовой и трансформацию жуткой комнаты №217 у Кинга в комнату №237 у Кубрика. В романе не упоминается комната 217, а вот расстояние от Луны до Земли составляет как раз 237 тысяч миль.
8. Геноцид американских индейцев
В 1987 году Washington Post опубликовала статью Билла Блейкмора под названием «Сияющий секрет Кубрика: скрытый ужас фильма в убийстве индейцев». Блейкмор пишет: «Каждый кадр, слово и звук «Сияния» — о геноциде американских индейцев». Доказательства его теории включают в себя наличие индейских мотивов в декоре отеля и легенды о том, что Оверлук был построен на индейском могильнике. Многочисленные портреты и индейские орнаменты встречаются по всему отелю. «Вечеринка четвертого июля и само название отеля, «Oверлук», должны символизировать то, как Америка закрывает глаза на преступления, совершенные против коренных народов, так же, как зрители будут игнорировать все эти подсказки» — гласит статья.
9. Холокост
Профессор Джеффри Кокс написал книгу под названием «Волк у двери: Стэнли Кубрик, история и Холокост». В ней он анализирует множество мелких деталей фильма, в частности, связанных с числом 42 (символизирующим, по его мнению, 1942 год). К примеру, Дэнни носит футболку с номером «42». Число автомобилей на парковке у отеля равняется сорока двум. Вэнди и Дэнни смотрят фильм «Лето 42-го» (к слову, у телевизора при этом нет проводов). Независимо от того, прав ли Кокс, Кубрик определенно планировал снять фильм о Холокосте. В докладе The Guardian, опубликованном в 2000 году, говорится, что Кубрик отказался от проекта из-за выпуска «Списка Шиндлера».
10. У «Сияния» есть продолжение
В 2013 году Кинг опубликовал роман «Доктор Сон», который повествует о взрослом Дэнни Торренсе. В настоящее время уже идут съемки этого проекта, а на экранах он должен появиться ровно через год.
Материал подготовила: Margarita
Хорошая напоминалка)